Предыдущая   На главную   Содержание
 
 
Пройдя до конца короткой, но насыщенной памятниками старины Покровской улицей, мы оказываемся на Контрактовой площади.

 
  
 
Еще в период Киевской Руси здесь находилась громадная торговая площадь. Подольское "торговище" признается одним из тех мест, на которых собиралось тогда народное вече. Крупнейшим сооружением на площади в древние времена была знаменитая церковь Богородицы Пирогощей, возведенная в 1132-36 годах князем Мстиславом, сыном Владимира Мономаха. Перед строительством церкви в Киев была доставлена из Византии икона Божьей Матери Пирогощей. Необычное название "Пирогощая" исследователи производят от греческого слова "пир-готис" - "башенная": в Византии иногда назывались так иконы, которые размещались в башнях монастырских стен или на которых изображались башни. Главный храм Подола был широко известен на Руси. Именно к Пирогощей прибыл герой "Слова о полку Игореве", князь Игорь Святославич, чтобы поблагодарить Богородицу за спасение из половецкого плена.
Древняя церковь была многократно перестроена. В первой половине XVII века, в период засилия униатов, здесь находился центральный митрополичий храм православного Киева. В то время церковь называлась Успенской (или даже Успенским собором): ее первоначальную историю успели забыть, и только в конце минувшего столетия историки отождествили Киево-Подольскую Успенскую церковь с храмом Богородицы Пирогощей. Здесь во времена Магдебургского права проводились торжественные магистратские церемонии, хранился городской архив. Во второй половине XVIII века с Успенской церковью была связана деятельность Ивана Леванды, выдающегося киевского проповедника и литератора. В этой церкви был похоронен архитектор Иван Григорович-Барский, участвовавший в ее реконструкциях. Подольскую святыню снесли в 1935 году. Спустя 41 год археологи обнаружили остатки мощных и глубоких фундаментов древней Пирогощей, обеспечивающих устойчивость даже в случае наводнений. Заговорили о воссоздании церкви на прежнем месте, где сходятся улицы Константиновская, Флоровская, Боричев Ток, Притисско-Никольская и где ныне высится грязноватый забор с плакатом: "На цьому Micui стояла церква Пирого1Щ. Тут вона и стоятиме!" Разговоры об этом ведутся по сей день, собраны кое-какие пожертвования, но практические шаги к воссозданию пока не предприняты. Может быть, это и к лучшему - для воссоздания выбран достаточно условный образ древнерусского храма, который едва ли будет гармонировать с более поздним архитектурным окружением.

Еще одной поруганной святыней на площади стал комплекс Братского монастыря..Эта обитель была основана в 1615 году Киевским Богоявленским братством, созданным для защиты православия от притеснений со стороны католицизма и униатства. Главный храм монастыря -Богоявленский собор - был построен в 1690-93 годах на средства гетмана Мазепы. Пятиглавый собор, спроектированный московским зодчим Осином Старцевым, считался шедевром украинского барокко. Но в те же 30-е годы от него не осталось камня на камне. Погибла и стройная колокольня XVIII века, одна из главных архитектурных доминант старого Подол^. Исчезли захоронения видных киевлян, в том числе могила гетмана Петра Сагай-дачного (недавно на подворье обители был установлен в честь гетмана памятный знак в виде креста). Некоторые из построек Братского монастыря все же сохранились. Уцелела двухъярусная трапезная церковь во имя Святого Духа, строительство которой началось еще в 1652 году, и при ней кухня-поварня. Кстати, есть версия, что эта поварня - не что иное, как бывший жилой дом прежней хозяйки усадьбы, жены мозырьского маршалка Галш-ки Гулевичевны, построенный чуть ли не в конце XVI века. Кроме того, сохранились некоторые кельи и красивый одноэтажный дом настоятеля, который был возведен в 1781 году. Все эти постройки можно увидеть, войдя на территорию бывшего монастыря со стороны улицы Григория Сковороды (там теперь находится больница). Между старинными корпусами разбит сквер, украшенный оригинальным сооружением: солнечными часами в виде небольшой колонны. Их устроил в конце XVIII века французский математик и педагог Брульон.

 
  
 


Колокольня часовни до реконструкции (август 1998 г.)

На подворье того же Братского монастыря находятся здания одного из самых знаменитых в истории Украины учебных заведений - Киево-Могилянской академии. Датой основания академии, как и монастыря, считается 1615 год. Именно тогда упомянутая выше Галшка Гулеви-чевна, одна из богатейших киевлянок, пожертвовала Киевскому братству обширный участок земли с тем, чтобы на нем была обустроена православная обитель и создана школа. Весомую поддержку молодому учебному заведению оказал гетман Сагайдачный, который вместе со всем казацким войском записался в члены Киевского братства. В 1632 году школа была преобразована в коллегию. В ней преподавали знаменитые просветители своего времени - Иов Борецкий, Мелетий Смотрицкий, Иннокентий Гизель. Разнообразное содействие коллегии оказывал митрополит Петр Могила, сделавший ее превосходным по тем временам учебным заведением. Имя Петра Могилы осталось в названии коллегии, которая с 1701 года стала Киево-Могилянской академией, а дата его смерти (31 декабря по старому стилю) с тех пор была традиционным днем поминовения "основателей и благоучредителей" монастыря и академии.
Полный курс обучения в академии продолжался 12 лет. Количество студентов до-стигалр двух тысяч. Несмотря на приоритет духовных предметов, академия давала и полноценное светское образование. Существовало 8 классов: Фара или Аналогия (где обучали читать и писать по-славянски, по-гречески и по-латыни), Инфима, Грамматика, Синтаксис, Поэзия, Риторика, Философия и самый старший - Богословие. До конца XVIII столетия ежегодно в двух старших классах проводились публичные диспуты, которые сопровождались духовной музыкой и пением. Жители Подола с благоговейным почтением присутствовали на этих диспутах, проводившихся на латинском языке и для подавляющего большинства зрителей совершенно непонятных.
Перечень выдающихся воспитанников Киево-Могилянской академии чрезвычайно велик. Здесь учились известные церковные деятели, четверо из которых были причислены к лику святых, в том числе св.Дмитрий Ростовский, составивший классические Жития святых -"Четьи-Минеи": государственные мужи, такие, как министр народного просвещения Петр Завадовский и вице-канцлер, светлейший князь Александр Безбород-ко: писатели Василий Капнист и Петр Гу-лак-Артемовский: философ и поэт Григорий Сковорода: историки Николай Бан-тыш-Каменский и Максим Берлинский, врачи Нестор Амбодик-Максимович и Даниил Самойлович; архитекторы Иван Григорович-Барский и Иван Зарудный: композиторы Максим Березовский и Артемий Ведель: художник Григорий Левицкий, путешественник Василий Григорович-Барский (можно продолжать и продолжать!) Влияние академии распространялось далеко за пределы Украины. В ее стенах получали образование болгарские. греческие, молдавские, польские, сербские студенты.
Сохранилось старинное здание Киево-Могилянской академии, первый этаж которого построен еще в 1703-04 годах. Второй этаж и увенчанное куполом завершение академической Благовещенскоч церкви возведены в 1732-40 годах зодчим Иоганном-Готфрилом Шедслем (он построил такие выдающиеся сооружения, как дворец Меншикова в Петербурге и главная колокольня Киево-Печерской лавры). Фасады здания декорированы элементами стиля барокко. Здесь была превосходная библиотека, церковно-археологический музей, так называемый "конгрегаци-онный" зал для академических собраний. Старый корпус академии стоит на углу Контрактовой площади и улицы Григория Сковороды, выходя на площадь узким торцовым фасадом. На этом фасаде помещены памятные знаки в честь Гал-шки Гулевичевны, Григория Сковороды и великого русского ученого Михаила Ломоносова, который в 1734 году слушал лекции в Киево-Могилянской академии и работал в ее библиотеке. Поблизости, в сквере на Контрактовой площади, установлен бронзовый памятник Григорию Сковороде. Памятник был открыт в 1976 году. Автор статуи - известный скульптор Иван Кавалеридзе.

По другую сторону подворья Братского монастыря, на углу Ильинской улицы, расположен так называемый "новый академический корпус", выстроенный зодчим Андреем Меленским в 1822-25 годах, а в 1882-83 годах дополненный крупной пристройкой со стороны площади по
проекту архитектора Владимира Николаева. Это трехэтажное здание связано с более поздним периодом истории Киево-Могилянской академии, которая в 1819 году была преобразована в Духовную академию и стала сугубо религиозным учебным заведением. Некоторые ее выпускники потом сами оказались преподавателями и даже профессорами Духовной академии. Среди них можно вспомнить Николая Петрова - одного из первых украинских академиков, знатока литературы, истории, археологии. Здесь же преподавал Афанасий Булгаков, отец знаменитого писателя Михаила Булгакова. Духовную академию окончили украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий, композитор и хоровой дирижер Александр Ко-шиц, экономист и географ, академик Константин Воблый.
В советское время Духовная академия перестала существовать. С марта 1919 года в новом академическом корпусе разместился штаб Днепровской военной флотилии. 06 этом рассказывает мемориальная доска на фасаде. Потом значительную часть помещений академии заняло Киевское высшее военно-морское политическое училище.
Но в 1991 году открылась новая страница биографии прославленного учебного заведения. Было принято решение о возрождении Киево-Могилянской академии на ее исторической территории как независимого международного университета, который успешно начал свою деятельность. Другие, случайные хозяева постепенно покидают подворье Братского монастыря.
Напротив старого корпуса Киево-Могилянской академии, на углу улиц Ме-жигорской и Григория Сковороды находится массивное серое здание с куполом, построенное в 1933 году в стиле конструктивизм (архитектор Николай Шехонин). В нем разместился культурный центр "Славутич" с крупнейшим на Подоле театрально-концертным залом.


По другую сторону Межигорской улицы - старинное двухэтажное строение классического стиля, выходящее на площадь фасадом с четырехколонным портиком и треугольным
фронтоном. Это Контрактовый дом, одно из интереснейших зданий Киева.
Говоря о Контрактовой площади, нельзя не вспомнить о Контрактовых ярмарках. В 1797 году указом Павла 1 ^ти ярмарки были переведены из волынского местечка Дубно в Киев, где ежегодно собирались с 15 января по 1 февраля (по старому стилю). На них не только велась обычная торговля, но заключались дого-воры - "контракты" - между помещиками и купцами. Для Киева, в те времена не избалованного общественными событиями, это послужило толчком к развитию.
В дни ярмарок вся Контрактовая площадь заполнялась временными лавками. Наиболее состоятельные купцы нанимали помещения в ближайших зданиях или же в "штаб-квартире" ярмарки - Контрактовом доме. На втором его этаже имелся зрительный зал, где давались концерты. А в концертах участвовали знаменитейшие музыканты и певцы Европы - достаточно назвать пианиста Ференца Листа, скрипача Генрика Венявского, певицу Анджелику Каталани. Неудивительно, что на Контракты съезжалось все дворянство юго-запада Российской империи; благодаря этому в разное время гостями города оказались Александр Пушкин, Денис Давыдов, Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак. Многие посетители ярмарки увлекались азартной игрой, и сущим бедствием Контрактов были шулера, съезжавшиеся сюда чуть ли не со всей Европы. А тем временем у Контрактового дома, пользуясь многолюдием, встречались члены тайного общества декабристов. Контрактовые ярмарки проводились даже в 1920-х годах, но с окончанием нэпа эта традиция пресеклась. Лишь сейчас делаются попытки возродить ее. В 1990 году восстановлено историческое название площади, которая до этого некоторое время называлась "Красной".
Здание, о котором идет речь, - это второй по счету Контрактовый дом, первый, как мы уже знаем, находился на Покровской улице. А о втором можно еще добавить, что он представляет собой часть грандиозного, -но до сих пор не реализованного архитектурного замысла.
После того, как в 1811 году Подол был испепелен пожаром, петербургский архитектор Вильям Гесте, по происхождению шотландец, составил проект новой планировки местности. Царю Александру 1 проект понравился: был он простым и ясным, почти все улицы шли на равных расстояниях одна от другой и пересекались под прямыми углами. Тот же Гесте проектировал и комплекс общественных зданий для Подола и всего города. В центре "комплекса Гесте" должен был находиться городской магистрат, слева от него - почтовая контора, справа - Контрактовый дом. Все здания выдерживались в классическом стиле и объединялись колоннадой. В 1815-17 годах в соответствии с этим проектом было выстроено правое крыло комплекса - Контрактовый дом. Но на этом возведение "комплекса Гесте" и закончилось: у города не хватило средств. Сегодня звучат предложения все-таки завершить проектировавшийся ансамбль. Основания дпя этого есть: проектные чертежи Гесте сохранились, учас-
Бывший доходный дом Греческого монастыря, ныне управление НБУ по Киеву и области.
ток не застроен. И. кроме того, имеется прецедент.
В центре Контрактовой площади еще в 1809 году началось строительство огромного здания-каре - Гостиного двора с торговыми рядами. Был избран "образцовый фасад", предюженный столичным зодчим Луиджи Руской. По проекту Руски успели возвести первый этаж. А потом произошел тот самый пожар 1811 года. В результате торговые ряды кое-как закончили, оставив их одноэтажными. Однако спустя много лет архитекторы-реставраторы отыскали чертежи Руски, и в 1980-х годах Гостиный двор наконец стал таким, каким должен был стать. Правда, по некоторым причинам в нем обосновались не торговые помещения, а институт "Укр-проектреставрация" и научно-техническая библиотека Госстроя Украины. В последние годы подобная несообразность отчасти устранена: многие помещения Гостиного двора арендуют коммерческие структуры и магазины. В этом здании выступает со спектаклями "Театр на Подоле".

 
  
 
Рядом с Гостиным двором - другое сооружение, построенное в 1980-х годах, хотя по его внешнему виду этого не скажешь. Действительно, арочный кирпичный павильон, украшенный двойными колоннами коринфского ордера, выглядит точно так же, как прежний, стоявший на этом месте с 1749 года (архитектор Иван Григорович-Барский) и снесенный непонятно зачем в 1930-х годах. В XVIII веке павильон был размещен над фонтаном, который представлял собой часть первого в Киеве водопровода. Павильон назывался "Фелициан" или "фе-лициал"; после того, как в начале XIX века над фонтаном появилась скульптура Самсона, раздирающего пасть льву, его назвали "Самсон". С фонтаном связаны несколько давних преданий: уверяли, например, что выпивший воды у "Самсона" навсегда останется жить в Киеве. Над павильоном установлена статуя апостола Андрея; над колоннами в конце XVIII века устроены солнечные часы. Все это было восстановлено в 1982 году по проекту архитекторов-реставраторов Юрия Лосицкого и Валентины Шевченко, лишь статуя Самсона, прежде деревянная, заменена бетонной.

Перспективный проект реконструкции площади предусматривает воссоздание еще одного утраченного строения - ратуши Киевского магистрата, которая стояла на месте нынешнего сквера возле памятника Григорию Сковороде. Это здание, построенное в XVIII веке в стиле барокко, сгорело в пожаре 1811 года и может быть восстановлено только приблизительно. Зато, говоря о магистрате, мы вспоминаем о городских вольностях эпохи магдебургского права. Были времена, когда вражеские набеги надолго разоряли Верхний город. И только на Подоле вновь и вновь возрождалась жизнь, и его называли "город Киево-Подол". Руководили им выборные войты и советники-райцы. Магистрат на Киево-Подоле имел свою печать с изображением "куши" -лука-самострела, имел свое знамя в виде золотой хоругви. Золотую хоругвь защищало магистратское войско, особую гордость которого составляла кавалерия; были у магистрата и собственные пушки. В Музее истории Киева сохраняется медное изображение архангела Михаила, покровителя Киева, украшавшее часы-"дзыгар" на башне ратуши.

Уже в 1830-х годах, когда Николай 1 лишил Киев прежних привилегий, вновь
сформированная вместо магистрата городская дума обосновалась в доме зажиточного киевлянина Назария Сухоты на углу Контрактовой площади и Покровской улицы. Потом, когда городскую думу перевели на Крещатик, это здание решили отдать под 3-ю мужскую гимназию, для чего в 1876-78 годах двухэтажный особняк надстроили третьим этажом и присоединили к нему крупный объем со стороны площади (архитекторы Александр Шиле и Владимир Николаев). Учениками гимназии были выдающийся терапевт, академик Феофил Яновский и сын торговца мануфактурой Лев Шварцман - он же знаменитый философ-идеалист Лев Шестов. А постдиректора гимназии с 1911 года занимал Павел Бодянский, бывший инспектор 1-й мужской гимназии, с симпатией упомянутый Константином Паустовским в его "Повести о жизни". Он был также одним из лучших отечественных шашистов своего времени.

Рядом начинается популярнейшая улица Киева - Андреевский спуск. Многое привлекает нас в ней: великолепная Андреевская церковь на вершине горы, романтический "замок Ричарда - Львиное сердце", магия булгаковского имени в "доме Турбиных", изумительная сохранность старой застройки... Но если мы поднимемся по этому спуску, то окажемся уже в Верхнем городе. Чтобы не покидать Подол, ограничимся одним кварталом - до угла Боричева Тока. На этом перекрестке сразу несколько культурных центров. По Андреевскому спуску,3 - выставочный зал Музея истории Киева. На другой стороне, по Андреевскому спус-ку,8, выступает молодой творческий коллектив - кафе-театр "Колесо". В начале улицы стоят несколько внушительных построек в стиле модерн - бывших доходных домов. Таковы здания по Андреевскому спуску, 2-а и 2-б, построенные в 1910-15 годах (архитектор Карл Шиман). Инициалы "AF" на фасаде одного из них указывают на владельца - купца-кожевника Акима Фролова.

Боричев Ток соименен уже знакомому нам Боричеву спуску. Эту уютную улицу очень любят кинооператоры. В нескольких фильмах мы уже видели вереницу небольших старинных домов и за ними -главки церквей. А вверху, почти у подножия Андреевской церкви, сохранилась настоящая голубятня. На доме по Боричеву Току,25 установлена мемориальная доска: здесь в 1894-96 годах жил грузинский революционер Ладо Кецховели, который некоторое время учился в Киевской духовной семинарии.
Вернувшись на площадь, мы видим рядом с помещением районной госадминистрации высокое здание с каменными обелисками по обе стороны карниза. Это строение, оформленное в стиле модерн, с барельефами, заимствованными из ампира и символизирующими славу, появилось в начале нынешнего столетия. Оно принадлежало монастырю святой Екатерины, общину которого составляли греческие колонисты. Рядом в 1914 году была выстроена монастырская колокольня (архитектор Владимир Эйснер), но от нее остался только цокольный корпус. За ней находился храм, возведенный в XVIII веке и снесенный, как и многие другие киевские церкви, в 1930-х годах. А в высоком здании, которое монастырь использовал как доходный дом, ныне размещено Управление Национального банка Украины по Киеву и области (Контрактовая площадь, 2-6).
Уместно вспомнить, что и первый в Киеве банк тоже появился на этой же площади, в квартале между Флоровской улицей и Андреевским спуском. Он назывался "банковая ассигнационная контора" и был основан в связи с первым отечественным опытом обращения бумажных денег - ассигнаций. Этот банк существовал недолго, с 1781 по 1788 год. Потом в его помещении была почтовая контора, но оно, как и весь Подол, пострадало от пожара 1811 года. В настоящее время приблизительно на его месте находится еще один бывший доходный дом в стиле модерн, с оригинальным фигурным фронтоном, фасад которого недавно был отреставрирован (Контрактовая площадь, 10-а^

Вблизи бывшего греческого монастыря начинается Ильинская улица, ведущая к Днепру. Там, почти у самого берега, находится церковь святого Ильи. Этот храм построен в 1692 году на средства благотворителя-"ктитора", киевлянина Петра Гудымы. А спустя несколько десятилетий тот же храм был обновлен благодаря помощи полкового есаула Павла Гудымы. Облик одноглавой церкви близок деревянному храмовому зодчеству. Рядом стоит колокольня с шатровым завершением, возведенная в начале XVIII века, очень напоминающая звонницу церкви Николы Доброго (может быть, их строил один зодчий?) Особенно интересны ворота, ведущие на подворье храма, с кирпичной аркой середины XVIII века, живописно увенчанной разорванным фронтоном и украшенной спаренными колоннами, - образец архитектуры украинского барокко. На металлических створках ворот имеются инициалы "ИП" -"Илья-пророк". Храм принадлежит Украинской православной церкви Московского патриархата. В бывшем причтовом доме по улице Почайнинской,4 действует церковно-приходская школа. А торговые ряды по Набережно-Кре-щатикской,25, построенные в прошлом веке и тоже составлявшие собственность Ильинского прихода, заняты сегодня различными магазинами и коммерческими предприятиями.
Сказанного достаточно, чтобы признать Ильинскую церковь одним из старейших храмов Подола. Но ее название напоминает о более древних временах. Именно в честь Ильи-пророка называлась первая известная христианская церковь Киева. В летописной статье за 944 год имеется упоминание о "церкви святаго Ильи, яже есть над Ручаем..." Ее общину в то время составляли главным образом варяги, принявшие христианство. Существует мнение, что именно на месте нынешней Ильинской церкви стояла та, древнейшая. А если так, то под "ручасм". повидимо-му, следует разуметь реку Почайну. которая, судя по названию улицы Почай-нинской, протекла в этой местности, покуда человеческое вмешательство в XVIII-XIX веках не привело к уничтожению ее русла.

Дальше вдоль Почайнинской улицы видим еще одну церковь, точнее, сразу две. Стройный белый одноглавый храм. украшенный двойными пилястрами коринфского ордера и разнообразными сандриками над окнами, был построен в 1772-1775 годах зодчим Иваном Гри-горовичем-Барским и представляет собой позднее произведение этого мастера украинского барокко, уже тяготеющее к классицизму. Впрочем, целостность впечатления нарушает купол, переделанный значительно позже в византийском вкусе. И уж совсем выпадает из ансамбля стоящая рядом теплая церковь с "истинно русской" шатровой колоколенкой, которую в 1861-63 годах строил губернский архитектор Михаил Иконников. Этот "архитектурный винегрет" выглядит немного нелепо, но живописно. Церковь носит имя святого Николая, а для определенности (ведь Никольских церквей в Клеве много) ее именуют церковью Николы Набережного. Храм принадлежит украинской автокефальной православной конфессии.
В пределах того же квартала, на ул.На-бережно-Крещатикской,27 вы увидите двухэтажное старинное здание, фасад которого обращен в сторону Днепра. На этом месте издавна была бурса - общежитие для иногородних воспитанников Киевской академии. Существующее здание построено Григоровичем-Барс-ким в 1778 году и было первоначально одноэтажным, но в 1816 году также знакомый нам Андрей Меленский надстроил и расширил корпус бурсы, придав ему черты классицизма. О бурсаках и их нравах в прошлом писали немало -достаточно перечитать повесть Гоголя "Вий". После реформы Киевской академии (1819) в бывшей бурсе разместилась семинария, затем духовное училище. Ныне в этом здании - Киевский филиал Одесской государственной морской академии. На фасаде установлена мемориальная доска (скульптор Галина Кальченко) в честь Семена Гулака-Артемовского, который в 1824-30 годах учился в семинарии. Учеником он был нерадивым. В аттестации, данной ему, отмечалось, что Семен "способностей хороших", но "ленив" и даже "преле-нив". Зато юноша обладал прекрасным баритоном. Когда знаменитый композитор Михаил Глинка, назначенный капельмейстером придворной певческой капеллы, отбирал на Украине способных исполнителей, он увез с собой в Петербург и Семена Гулака-Артемов-ского. И киевский семинарист стал выдающимся певцом и композитором, автором бессмертной оперы "Запорожец за Дунаем".

Возвращаясь от Днепра вдоль по ул. Григория Сковороды, мы пересекаем улицы с колоритными историческими названиями. Улица Волошская напоминает о языческом культе Волоса-Веле-са - хранителя скота. Улица Межигорс-кая - о пригородном селе Межигорье со знаменитым казацким монастырем. Но сегодня здесь возникли новые кварталы Подола, состоящие из похожих друг на друга и в то же время разнообразных жилых домов - кирпичных, невысоких, с полукруглыми балконами и окнами непривычной формы. Эти здания строились в 1980-х годах группой архитекторов под руководством Виктора Розенберга.

Новые жилые кварталы - эксперимент. Не все приветствуют новшества, когда речь идет о застройке исторической зоны. Прежний облик Подола с тесными двориками и живописными деревянными верандами, вызывающий ностальгию у старожилов, возвратить уже невозможно. Однако проектом детальной планировки Подола, разработанным при участии таких специалистов, как историк Михаил Брайчевский, реставратор Валентина Шевченко, архитектор Юрий Паскевич, однозначно определено: все сооружения в исторической зоне будут возводиться только по оригинальным проектам. И это положение неукоснительно выполняется. Что же касается работы Виктора Розенберга и его группы, то она была представлена на Всесоюзный смотр лучших архитектурных произведений 1987 года и удостоилась первой премии.
Строительство в районе Подола - дело ответственное, и разные зодчие сегодня подходят к нему по-разному. Есть случаи почти буквального воссоздания утраченных зданий по старым чертежам (например, нынешнее помещение посольства Союзной республики Югославии по Волошской,4). Есть несколько недавних построек, которые архитекторы стилизовали под прежние эпохи. Наконец, есть своеобразные явления так называемого постмодернизма - популярного в последнее время архитектурного течения, практикующего ироническое "цитирование" исторических образцов. Такова обширная пристройка к зданию средней школы N 124 по улице Григория Сковороды, 9-в, в которой вполне современный объем декорируется утрированно крупными деталями украинского барокко.
Всякая новизна особенно бросается в глаза там, где присутствует история. Но ведь Подол не раз показывал примеры прорыва в завтрашний день. Процитируем заметку из газеты "Киевлянин" за 30 июня 1897 года: "Третьего дня большую сенсацию произвело на Подоле появление изящного экипажа, бойко катившего по улицам без лошадей. Экипаж приводился в движение скрытым в нем керосиновым двигателем. В этом оригинальном экипаже" катались три пассажира. Это первый в Киеве самодвижущийся экипаж". Так по подольским улочкам с древними названиями впервые покатился автомобиль.
...Среди современных строений снова видны старинные постройки - даже весьма старинные, судя по тому, что их фасады не параллельны направлению улиц. Мы уже знаем, что это свидетельствуете "допожарном" происхождении. Действительно, так называемый "Оста-нец" по улице Григория Сковороды, 9-б и здание в глубине этого же квартала по Спасской,16-а построены не позже середины XVIII века. Во втором из названных домов теперь находится Музей гетманства. Среди киевлян бытует легендарное название этого строения: "Дом Мазепы". Документы не подтверждают причастности дома на Спасской улице к судьбе знаменитого гетмана. В то же время известно, что Иван Мазепа оставил на Подоле память о себе в виде построенных на его пожертвования общественных зданий и храмов. При этом честолюбивый гетман не забывают поместить на фасадах и в интерьерах таких зданий изображение собственного герба. После Полтавской битвы долго еще возились царские чиновники, отыскивая и уничтожая гербы преданного анафеме беглеца то в коридорах академии, то в алтаре Братского Богоявленского собора.

Улице Спасской ныне возвращено ее историческое название, а сравнительно недавно она называлась улицей Героев Триполья. В красивом особняке на Спасской,12 (который в 1912 году построил архитектор Валериан Рыков для конторы железо-скобяной торговли купца Товия Апштейна) в дни гражданской войны находился райком комсомола - говорят, тот самый, на дверях которого сфотографирована известная записка "Райком закрыт. Все ушли на фронт". В 1919 году отсюда выступил комсомольский отряд, чтобы усмирить крестьянское воинство атамана Зеленого. Но комсомольцы потерпели поражение у села Триполье, многие погиб-
ли. Сейчас об этом редко вспоминают, улица переименована, мемориальная доска в честь отряда комсомольцев снята. А между тем бессмысленная гибель юношей всегда трагична, будь то украинские студенты под Кругами, юнкера-белогвардейцы в Святошино или комсомольцы под Трипольем.

Вблизи Контрактовой площади сошлись все эпохи, все архитектурные стили. На Спасской,8 сохранились доходные дома, выстроенные в 1900 году по заказу того же Товия Апштейна. Их автор, техник-строитель Андрей Краусс, был наиболее плодовитым киевским архитектором на рубеже Х1Х-ХХ веков. Многочисленные постройки Краусса в разных уголках Киева похожи друг на друга и служат образцами так называемого "киевского ренессанса". Справа, на Спасской,6, возвышается крупное здание с эффектным фасадом в стиле модерн. А слева, на Спасской, 10, сохранился и отреставрирован классический особнячок начала прошлого столетия. Теперь на его фасаде уселась металлическая сова. Уселась не зря: в доме находится бар "Сова" и казино. В глубине двора видны новые пристройки, одну из которых занимает архитектурно-проектная мастерская "Реставратор", существующая с 1987 года. Эта мастерская играет заметную роль в воссоздании исторического облика Подола.
В давние времена киевские торговцы прямо-таки затаскивали прохожих в свои лавки - не в переносном, а в самом прямом смысле слова. Особенной навязчивостью отличались продавцы готового платья, арендовавшие многие секции Гостиного двора на Контрактовой площади.


 





Хела Завгородняя - автор электронного журнала Стихи.Ru Ведьминлэнд Анджея Сапковского Св?т рад?о/ Мир радио






TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100 Карта Интернета